Перспективный план работы на 2011/2012 учебный год
Основные задачи:
-выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
- разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
- держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
- осуществлять диагностико - коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
- диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
- выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;
- консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.
- проводить индивидуальные и групповые консультирования родителей учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- вести профориентационную работу, работа с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентаций, жизненных перспектив и пр.
- повышать уровень мотивации к учению
Приоритеты в работе специалиста:
- адаптация детей к наиболее психотравмирующим моментам, к которым мы традиционно относим поступление в первый класс, переход во вторую (5 классы) и третью ступени обучения (10 классы), помощь в период Государственной итоговой аттестации;
- развитие когнитивной сферы и высших психических функций, прежде всего, у учащихся 1-4 классов, профориентация – 9-11 классы;
- создание психологически комфортного климата в классных коллективах;
- психологическая помощь в формировании эмоционально-волевой сферы учащихся
Направление деятельности | 1. Диагностическая работа | |||||||||
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Сроки проведения | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Выявление группы-риска (тревожные, гиперактивные, неблагополучные, отстающие учащиеся). Диагностика саморегуляции, словарного запаса, кратковременной памяти, мышления, умственной активности, адаптации, мотивации и школьных страхов. Диагностика уровня адаптации к среднему звену учеников 5-х классов. Профориентации- оная работа. Диагностика уровня готовности к обучению в среднем звене. Диагностика уровня мотивации к учению. Исследование отношения учащихся к вредным привычкам (табакокурение, алкоголь, наркотики) Диагностика различных проблемных зон учащихся по запросу педагогов, родителей, администрации (структура интеллекта, темперамента, характера, мышления, диагностика внимания, запоминания, памяти, уровня агрессивности, индивидуальных особенностей личности и т. д.). Диагностика уровня здоровья учащихся. Диагностика готовности к школе. Диагностика педагогов и родителей учащихся по запросу администрации. Диагностика семейных отношений. | Посещение уроков, Составление карт, Беседы с учителями. Наблюдение, Беседа, Тестирование. Наблюдение, Беседа с учащимися, учителями-предметниками и классными руководителями, Анкетирование. Тесты, опросники, методики, беседы. Программа Резапкиной Комплексное тестирование. Анкета Лускановой Исследовательская анонимная анкета Тесты, методики, опросники, анкеты беседы Анкетирование Экспресс – тест наглядными материалами Тесты, опросники, анкеты, методики, беседы Тесты, опросники, анкеты, методики, беседы | Учащиеся 1-11 классов Учащиеся 1-х классов Учащиеся 5-х классов Учащиеся 9-11 классов Учащиеся 4-х классов Учащиеся 1, 4, 5, 9, 11 классов Учащиеся 9,10,11 классов Учащиеся 1-11 класса Учащиеся 1-11 классов Дошкольники Педагоги и родители учащихся Учащиеся 1-11 классов | Учебный год Сентябрь-октябрь Сентябрь – октябрь Учебный год Март-апрель Ноябрь-декабрь Октябрь Учебный год Январь-февраль Май-август Учебный год Учебный год | ||||||
2. Консультативная работа | ||||||||||
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Сроки проведения | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Проведение консультаций «Особенности средней школы. Проведение консультаций «Психологическая готовность к экзаменам, к ЕГЭ». Проведение консультаций «Любая профессия хороша, если она моя!» Проведение консультаций «Профилактика табакокурения, наркозависимости и т.д.). Проведение консультаций «Психологическое здоровье». Индивидуальное консультирование родителей, педагогов, администрации по различным вопросам. Индивидуальное консультирование учащихся по различным вопросам. | Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа | Учащиеся 5-х классов Учащиеся старшей школы Учащиеся старшей школы Учащиеся старшей школы Учащиеся 1-11 классов Педагоги, родители учащихся, администрация Учащиеся 1-11 классов | Сентябрь Февраль-апрель Учебный год Октябрь-декабрь Учебный год Учебный год Учебный год | ||||||
3. Коррекционно-развивающая работа | ||||||||||
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Сроки проведения | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Помощь в адаптации к среднему звену. Профилактика табакокурения, наркомании и др. Индивидуальные и групповые занятия с тревожными, гиперактивными, отстающими, замкнутыми, неблагополучными, с трудностями учения, поведения учащимися. Занятия по улучшению памяти, внимания, мышления Помощь в выработке стрессоустойчивости Работа с конфликтами, критикой. Формирование мотивации к учению. Преодоление неуспешности в обучении. Формирование личностно-значимых качеств. Развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива. Индивидуальная работа с учащимися по запросу педагогов и родителей. | Развивающие игры Тренинг Развивающие игры Специально разработанная программа Тренинг Развивающие игры Тренинг Развивающие игры Развивающие игры Тренинг Развивающие игры | Учащиеся 5-х классов Учащиеся старшей школы Учащиеся 1-11 классов Учащиеся 1-11 классов Учащиеся старшей школы Учащиеся старшей школы Учащиеся 1-11 классов Учащиеся 1-11 классов Учащиеся 1-11 классов Начальная школа Учащиеся 1-11 классов | Учебный год Ноябрь-декабрь Учебный год Учебный год Ноябрь-декабрь Учебный год Ноябрь-декабрь Учебный год Учебный год Ноябрь-декабрь Учебный год | ||||||
4. Экспертная работа | ||||||||||
Цель работы | Объект деятельности | Сроки проведения | ||||||||
1. 2. 3. 4. | Участие в проведении ЕГЭ. Участие в педагогических советах. Участие в совете по профилактике асоциального поведения. Участие в совете преемственности обучения 4-5 классов. | По запросу администрации | Учащиеся выпускных классов Педагоги Учащиеся, родители Педагоги, учащиеся | Учебный год | ||||||
5. Просветительская работа | ||||||||||
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Сроки проведения | |||||||
1. 2. 3. 4. | Оформление тематических стендов в учительской, в кабинете психолога для учителей, учащихся и их родителей. Проведение просветительской работы с педагогами по вопросам адаптации детей в начальном, среднем и старшем звене. Посещение родительских собраний и педагогических советов различной тематики. Проведение просветительских занятий различной тематики (Здоровый образ жизни, В мире с миром, Конструктивное разрешение конфликтов, Выработка стрессоустойчивости, Способы улучшения запоминания и т.д., Психология семьи, Психология счастья, Психология любви и дружбы, Особенности возраста, Особенности кризисных моментов в жизни, Подводные камни школьной жизни, Преодоление неуспешности в обучении, ЗППП, Права и обязанности, Что нам дает школа и др.). | Создание школьных газет Лекции, беседы По запросу администрации и педагогов Лекции, беседы по запросу педагогов | Педагоги, учащиеся, родители Педагоги Родители, педагоги Учащиеся 1-11 классов | Учебный год Сентябрь-октябрь Учебный год Учебный год | ||||||
6. Организационно-методическая работа | ||||||||||
Цель работы | Виды деятельности | Объект деятельности | Сроки проведения | |||||||
1. 2. 3. 4. | Планирование работы, согласование плана с классными руководителями и администрацией. Анализ научной и практической литературы для подбора методик. Оформление кабинета и стенда психологической службы школы. Посещение и участие в совещаниях, педагогических советах. Составление перспективного плана работы на следующий учебный год, беседы с педагогами и родителями учащихся. | Сентябрь Август-сентябрь Август-сентябрь Учебный год Август |