вторник, 22 ноября 2011 г.

Пособие для родителей первоклассников

     Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека.  Это важное собы­тие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для нас самих. Особен­ности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведе­ния, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно. 
 
Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идёт в первый класс, горя желанием стать школьни­ками. Важно всячески поддерживать это. желание. Если родитель ис­кренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?
Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ре­бенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отно­шение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребен­ка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.
Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молод­цом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.
Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка само­го по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал бук­вы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок полу­чает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы гово­рим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
Бывает и так, что очень трудно найти, за что ребенка похвалить.
В этом случае нужно найти что-то такое, что у ребенка все-таки получа­ется хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, что­бы помочь ребенку поверить в свои силы.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьни­кам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. А вопро­сы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Ка­кие уроки были для тебя самыми интересными?» - дают ребенку по­нять, что главное в школе - учение и общение.
Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты.
Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребенку возможность выра­зить негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся, что ты злишься. Как ты можешь так говорить!» - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо наше по­нимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обуче­ние в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось», - мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему свое понимание.
Начало обучения в школе для ребенка - это прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольный лицей или ходил в детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следо­вать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник стано­вится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ре­бенка - скорее всего, признак переутомления. Иногда ребенок сам го­ворит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?
Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим.
Если ребенок привык. спать днем, лучше сохранить для него дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеден­ного отдыха. По возможности лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, при­глашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее вре­мя - не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хо­рошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или тра­вами (пустырником, шалфеем.) Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ребенком не менее 40 минут каждый день. Если ре­бенок не спит днем, он может гулять после школы в середине дня.
В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ребенку подвигаться во второй половине дня. Бег, по­движные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помога­ют снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомля­ли ребенка.
И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков.
Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способству­ет усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отве­денное на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физ­культминутка. Возможно, задание не будет выполнено идеально. Но да­вайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребенка или одна безу­пречно написанная строчка.

Чтобы помочь ребенку найти его уникальную и счастливую дорогу в первые школьные дни, мы предлагаем рабочую тетрадь «Азбука школьной жизни». Книжка поможет Вашему ребенку в процессе интересного общения  с вами быстро и с удовольствием освоить целый комплекс умений, необходимых в школе. Каждый урок – это  осмысление ребенком с помощью взрослого новой школьной ситуации, и раскрытия доступных для его возраста способов выхода из проблемных ситуаций.
     Далее мы предлагаем Вам рекомендации и советы по оказанию помощи при обсуждении конкретных тем из школьной жизни.


Занятие 1. Будем знакомы – будем дружить!

     Важным в период знакомства для ребенка является стремление к признанию. Как помочь ребенку найти свое место в новой для него группе? Знакомство всегда начинается  с имени. Имя человека несет в себе серьезную психологическую нагрузку. Именем не только обозначается физическая сущность ребенка, но выражается социальное признание. Так, если ребенок с кем-то дружит, то он называет этого человека по имени, если ему кто-то не нравится, то называет по фамилии. 
     Родитель может помочь ребенку войти в социальное пространство класса. Расспросите ребенка, с кем он уже познакомился, как зовут учительницу, кто из детей ему понравился, с кем ваш ребенок хотел бы дружить.
     Д.З. «РИСУЕМ ИМЯ»
     Подготовьте бейджик и трафарет для него (листок, входящий в бейджик) или кружок бумаги, который можно потом прикрепить к одежде и носить в школе.
     Давай закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь представим свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуй лучше рассмотреть свое имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они высокие или низкие, на что они похожи. А теперь открой глаза и нарисуй свое имя так, как тебе захочется. Если рядом с именем тебе захочется что-нибудь нарисовать еще, то это можно сделать.
     Напоминайте ребенку перед выходом в школу не забывать свой бейджик и носить его.



Урок 2. Правила школьной жизни.

Предъявление школьных правил может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля, и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.
Обсудите школьные ситуации, расспросив ребенка, что о правилах поведения в школе он узнал. Расскажите о своих школьных годах. Обратите внимание ребенка, что нужно делать на уроке или на перемене.
Пусть ребенок нарисует «ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ШКОЛЕ?». Альбомный лист разделите на две части и нарисуйте рисунки. Подготовьте  с ребенком рассказ по рисунку (3-4 предложения).  

Урок 3. Правила школьной жизни
Важным  условием адаптации первоклассников является теплая дружеская атмосфера в классе. Развитию умения оказывать внимание друг другу, заботится, способствует задание  «ПОДАРОК ДРУГУ». Обсудите с ребенком, кому из одноклассников он хотел бы подарить подарок. Столько рисунков следует нарисовать.
     Заготовьте круглые листы бумаги (диаметр 10-12 см).
     Подумайте с ребенком, какой красивый рисунок он хотел бы нарисовать. Может, это будет лес, может – море или река, а может быть любимая игрушка. Пусть он рисует то, что ему захочется.

Урок 4. Школьник и дошкольник

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Маленький первоклассник сочетает в себе и школьника, и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требова­ния являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребенка. От нас же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что каса­eтcя учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».
Взрослым необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к иг­рам и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серь­езные», «нужные» занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим де­тям, например, когда радуемся, если видим у него в руках книжку, и ни­как не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником - плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребенку, который понима­ет: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил занимать­ся уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разре­шить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве иг­рать, либо мучается угрызениями совести,  либо начинает делать все на­оборот. .
Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным заня­тием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книжку и читает!», но также и «Как же ты здорово умеешь играть!» Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку.
Многим детям свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребенка с возрастом уменьшает­ся, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы. У каждого ребенка свой темп развития, и каждый перестает иг­рать в своем возрасте

Побеседуйте с детьми о том, как изменилась их жизнь. Совсем недавно они были дошкольниками, а сейчас стали школьниками. Спросите у ребенка: чем школьник отличается от дошкольника. (Школьники ходят в школу, учатся на уроках, делают домашнее задание, а дошкольники играют, бегают). Каждый из ребят может вести себя иногда как школьник, иногда – как дошкольник. Нужно только знать, когда как  себя надо вести.
Д.З РИСУНКИ-ЗАГАДКИ
     Домашнее задание закрепляет понимание ребенком изменений своего поведения: сейчас он должен быть школьником, а на перемене или дома - дошкольником.
     Дать ребенку альбомный лист и карандаши. На одной стороне листа нарисуйте школьника, а на другой стороне – дошкольника так, чтобы можно было сразу догадаться, кто где нарисован.

Урок 5. Для чего ходят в школу?

Осознанию детьми своего нового статуса школьника способствует формирование реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника. Выбор вашим ребенком самого лучшего первоклассника позволит вам продолжить разговор о правах и обязанностях.
Задание для ребенка:
Скажи, с чем школьник ходит в школу? (Ребенок отвечает: с портфелем)
А что он берет с собой в портфель? (Ручки, тетради, карандаши, учебники)
А что захочет взять с собой в школу дошкольник? (игрушки, куклы, машинки)
Нарисуй рисунок-загадку: три предмета, которые ты кладешь в портфель и которые нужны в школе, и один лишний, который в школе не нужен.
Дать ребенку лист из альбома и цветные карандаши.
Подготовить с ребенком ответ – загадку: даны предметы …. Какой из них лишний, не подходит к другим?

Урок 6. Как стать настоящим школьником.

О воспи­тании сильного характера, силы воли у ребенка мечтает чуть ли не каждый из родителей. Овладеть навыками саморегуляции — это серьезная и ответ­ственная задача, которую нельзя выполнить мгновенно, за один день. Она требует труда, как и любое другое важное дело. Волевого человека отличает не только умение заставить себя сделать что-то нужное, но и привычка делать необходимые вещи, будь то зарядка, домашняя работа или уборка в квартире.
Начинается эта работа с  принятия ребенком  решения. «Я хочу стать волевым человеком»— это важно сделать решением самого ребенка. Осознанию и принятию такого решения помогает сказка о силе воли. Попросите ребенка рассказать, как он понял, что такое сила воли. Обсудите способы развития силы воли. Предлагайте ребенку осуществимые варианты, но не критикуйте его смелые мечты.
Поддержите желание ребенка по развитию навыков саморегуляции? Начните с того, что сформулируйте с ребенком конкретную цель, например, самостоятельно быстро одеваться, убирать постель или выполнять школьные домашние задания.
Обозначьте критерии успеха и неудачи, а также формы их регистрации. Например, вы воспитываете у ребенка привычку вовремя садиться за уроки. Успех не сводится к тому, чтобы «вовремя усадить себя за стол», необходимо научиться правильно оценивать, что ребенок успели за время (40— 45 минут) «сидения» за столом. Очень важно записывать этапы работы, начиная с постановки задачи самовоспитания, выработки плана работы и критериев успеха. Лучше всего, если вы заведете специаль­ную тетрадь или лист, где будете отмечать все этапы работы.
Пусть ребенок нарисует, как он решил тренировать свою силу воли. 

Урок 7. Режим дня школьника

   Продолжаем формировать полезные привычки школьника. Помогает овладению навыков саморегуляции четкое выполнение установленного режима дня, куда входит: ежедневно делать зарядку, вовремя садиться за приготовле­ние уроков, вставать по звонку будильника и т. д.
Побеседуйте с ребенком о режиме дня. Расскажите ему, что все в природе идет по порядку: лето-зима, день-ночь. Человек тоже живет по порядку: спит - бодрствует, работает-отдыхает. Помогает человеку в этом будильник. Покажите ребенку часы, рассмотрите цифры, маленькую и большую стрелки.
     Нарисуйте три диска часов с циферблатом. Ребенок зарисует положение большой и маленькой стрелки и постарается запомнить
Во сколько времени надо просыпаться?
Во сколько времени надо выходить из дома в школу?
Во сколько времени надо ложиться спать?

Урок 8. Оценка

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы глав­ным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо опреде­литься, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к оценке  во мно­гом зависит от отношения к ним нас самих. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хоро­шие, так и на плохие оценки, для ребенка оценка станет основной час­тью школьной жизни.
Для многих детей оценка - это оценка не его работы, а его самого.
Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший. Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зави­симости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно подчеркнуть ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнeгo задания можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что - не очень?»
Если ребенок сильно переживает из-за оценок, можно помочь ему с помощью приёма «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если со стороны взрослого это не просто утеше­ние, а совместное обсуждение задания с ребёнком. Например, это мо­жет выглядеть так: «Да, задачу ты решил неправильно. А что тебе уда­лось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры».
В школе ребенок учился оценивать свою работу. Помогите ребенку сформировать реалистичное восприятие результатов своей деятельности. Это умение важно не только для успешного освоения учебной программы, но и для развития личности в целом.
После выполнения домашнего задания в тетради по математике и письму или завязывания шнурков обсудите с ребенком результаты работы с разных аспектов.
На полях тетради нарисуйте три вертикальных линии и обозначьте буквами П – правильность выполнения, К – красота выполнения, Б - быстрота.
На соответствующей линейке пусть ребенок отметит крестиком, как получилась у него работа:
самая верхняя точка – получилось очень хорошо, лучше нельзя;
нижняя точка – ничего не получилось;
середина – получилось наполовину;
условный знак можно ставить в любой точке на линии.
Обратите внимание ребенка, что работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, но быстро и правильно. А иногда работу выполняют долго, но «ЗАТО» она получается красивой и правильной. Используйте слово «ЗАТО» в воспитании ребенка. Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получается, мы можем обратиться к слову «ЗАТО». Это снижает тревогу ребенка и повышает чувство уверенности в своих силах.
Ребенок написал буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроился. (Вариант: зато он может стереть ошибки).
 Ребенок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого-нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами)
Ребенок решил не ту задачу. (Зато он будет больше знать).

Урок 9-10. Учимся дружить.

Родители могут помочь развитию умения общаться,  учитывать интересы других людей. Прежде всего, необходимо подробно объяснить, что значит делать задание вместе и что значит договориться – это принять совместное решение, то есть такое, чтобы все были с ним согласны. Труднее объяснить детям, что такое «вместе». Можно сделать это на примере. Вместе – значит вдвоем рисовать или раскрашивать детали одного предмета. Предварительно договорившись, кто, что делает.
Очень важная задача для первоклассников – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что с приходом в школу многие дети страдают от утраты налаженных дружеских контактов и домашней атмосферы с любящими родителями, бабушками и дедушками.
 В школе разговор шел о том, как надо дружить. Вспомните стихи и песни о дружбе. Какие правила нужно выполнять в игре? Почему их надо выполнять? Что будет, если эти правила не выполнять?
 Лучшим хранителем знаний всегда была книга. Ты можешь изготовить книжку-малютку о дружбе. На страницах этой книжки с помощью условных знаков, рисунков и текста придумать и нарисовать несколько правил.

Правила игры
- Делись с другими ребятами игрушками, книгами
- Соблюдай правила, не пытайся выиграть нечестным путем.
- Если выиграл, радуйся, но не задавайся.
-  Не ссорься по пустякам, не ябедничай
- Если проиграл, старайся не обижаться. Тебе повезет в другой раз

Правила общения
Называй одноклассников по имени, не обзывай
Говори спокойным голосом, не старайся всех перекричать
Будь вежливым, говори волшебные слова: пожалуйста, спасибо, извините
Нельзя брать чужие вещи без спросу
Нельзя делать другому человеку больно (обижать, бить…)
Не перебивай, когда кто-то говорит 
Не ябедничай!

Фотоальбом